Дмитрий Рогозин: «Трал Патруль – самый интересный экспонат в секции наземной робототехники»

17 Сентября 2014
Вице премьер РФ Дмитрий Рогозин и председатель правительства РФ у робота SRX3

15 сентября 2014 на полигоне ФКП "НИИ "Геодезия" начала свою работу Военно-промышленная конференция "Перспективы развития роботизированных комплексов и БПЛА". Компания "СМП Роботикс" продемонстрировала представителям министерства обороны РФ действующие образцы своей продукции в области робототехники: охранного робота Трал Патруль 4.0, беспилотный комплекс на базе внедорожного шасси SRX3, а также новинку - внедорожного охранного робота Трал Патруль 5.0 в камуфляжной окраске.

Вице премьер, Спецпредставитель Президента РФ Дмитрий Рогозин в докладе Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву назвал робот «Трал Патруль» компании «СМП Роботикс» самым интересным экспонатом в секции наземной робототехники.

Поскольку местом проведения конференции был выбран и специально подготовлен действующий полигон, то компаниям-участникам предоставилась возможность помимо статической экспозиции вживую продемонстрировать возможности своей продукции. Компания "СМП Роботикс" охотно воспользовалась предоставленной возможностью и успешно продемонстрировала автономную работу охранного робота с объездом внезапного препятствия.


Выдержки из доклада «СМП Роботикс» во время демонстрационных проездов на полигоне НИИ «Геодезия»:


Несколько слов о роботизированных шасси построенных «СМП Роботикс». Первое, это SRX1, роботизированное шасси предназначено для езды по подготовленным территориям, дорожкам с твердым покрытием, очищаемым от снега в зимнее время.

Роботизированное шасси автономно перемещается по заданному маршруту, объезжает препятствия, самостоятельно возвращается для подзарядки аккумуляторных батарей. Их заряда хватает на 24 км пробега при температурах выше нуля градусов.

Второе роботизированное шасси имеет полный привод и позволяет двигаться по грунтовым дорогам, укатанному снегу. По проходимости роботизированное шасси не уступает 400 кубовому бензиновому квадроциклу, только имеет бесшумный электрический привод и гибридную энергетическую установку. Гибридная энергетическая схема позволяет ему преодолевать бездорожье используя энергию аккумуляторных батарей и, по мере их истощения, заряжаться от встроенного бензинового генератора. В таком режиме он может проехать порядка 120 км и имеет высвобожденную электрическую мощность до 2 х киловатт, при весе полезной нагрузки порядка 100кг.

Отличительная особенность этих роботов в том, что они оснащены системой автоматического вождения, и для перемещения им не требуется - ни оператор, ни устойчивый канал связи. Автономное движение стало возможным благодаря системе технического зрения, которой оснащен автопилот робота. Система технического зрения состоит из трех подсистем. Первая - это пара камер, образующих стереопару, они обеспечивают обнаружение и объезд препятствий. Камера второй подсистемы направлена вниз и позволяет корректировать направления движение, дабы не съехать с дороги или не попасть в глубокую колею. Третья камера позволяет определить местоположение в пространстве и осуществляет привязку робота к электронной карте. Все эти системы позволяют осуществлять движение в условиях отсутствия сигналов спутниковых навигационных систем.

Важно, что взаимодействие всех систем технического зрения порождает элементы искусственного интеллекта в системе управления робота.

Навыки и умения оператора, находящегося за пультом управления традиционного, телеуправляемого робота, заменяет искусственный интеллект, размещенный непосредственно на борту робота.

Это и есть принципиальное отличие автономного робота «Трал» от подавляющего большинства других роботов. Взаимодействие человека с роботом осуществляется при помощи планшетного компьютера, на котором отображена карта местности, положение робота, состояния его систем и изображения с видеокамер.

Кроме того, мы работаем над распознаванием простых голосовых команд «Стоп», «Вперед», «Домой» и режима «Следуй за мной» В этом режиме робот может двигаться за впереди идущим транспортным средством, например квадроциклом под управлением человека. Несколько слов о первом применение наших роботизированных шасси. Поскольку достаточно длительное время наша компания успешно работает на рынке систем безопасности, то и первые роботы предназначены для замены патрулирующих охранников. Для этого мы оснащаем вышеописанные роботизированные шасси интеллектуальной системой видеонаблюдения. С которой, робот может заменить патрулирующих охранников.

Охранный робот в автоматическом режиме перемещается по территории и останавливается в позициях оптимальных для наблюдения. При помощи панорамных камер детектируется движение, и формируется команда на наведение поворотной камеры. Анализируя изображения, интеллектуальная система видеоанализа, определяет объект движения, и, если это человек, передает изображение на пост охраны.

Для беспроводной передачи, может быть использована Wi Fi сеть или возможности сотовой связи. Как уже говорилось ранее, охранный робот не нуждается в дистанционном управление. Задержка в канале связи, во время передачи видеоизображения, не является критически важной, поэтому возможно использование существующих инфраструктур беспроводных сетей связи с неконтролируемой задержкой передачи данных.

В соответствии со спецификой охраняемых объектов предлагается три вида роботов. Первый - для городских условий, второй - для крупных индустриальных объектов, третий для патрулирования в условия крайнего севера и заполярья.

Особый интерес представляет охрана крупных, протяженных объектов, где потребуется слаженная работа группировки роботов. Для эффективного решения этой задачи, не прибегая к избыточному увеличению группировки патрулирующих роботов, в их программное обеспечении заложена еще одна функция, позволяющая говорить об искусственном интеллекте.

Управление группой роботов осуществляется под управлением роевого (стайного) алгоритма. В этом случае, поведение механических устройств напоминает поведение стаи птиц. У каждой птицы из стаи есть набор простых правил, определяющих, в какую позицию надлежит переместиться, в зависимости от положения ближайших сородичей.

Развитие этого подхода сулит большие перспективы в области решения сложных задач, имеющих оптимальное решения исключительно алгоритмами и методами искусственного интеллекта.

Мы рассчитываем, что по мере совершенствования автономной системы управления движением, она найдет применение в роботах, решающих коммунальные задачи.

Это могут быть роботы для уборки мусора или снега, транспортировки небольших грузов или полива растений.

Все эти применения могут быть массовыми и позволят вывести отечественную робототехнику на качественно новый уровень.



Компания "СМП Роботикс" всегда рада приветствовать коллег из Сколково, жаль что до покраски у них руки не дошли.


Возврат к списку